Меню сайта
Наш опрос
Понравился ли вам наш Виртуальный кабинет психолога?
Всего ответов: 271
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА


Цель: Знакомство с методом сказкотерапиии (основные понятия, методы и приёмы).
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ


Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.
 
Давайте попробуем отделить их один от другого:
Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.


 
ПОЧЕМУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СКАЗКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ?


1.  Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. Это не обо мне, и это очень даже обо мне, и о вас, и о них, наших детях. В сказочной форме свою про­блему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так боль­но). Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки все­гда хорошо кончаются.
2.  Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого не­удачного жизненного сценария человека извлечь. Разумеется, лю­бой психотерапевтический подход сам по себе не идеален, поэто­му я попытаюсь предложить и некоторые, на мой взгляд, не психотравмирующие способы работы со сказками. Описываются также некоторые игры, органично включающиеся в работу со сказками.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ


В психологической практике можно использовать как народ­ные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки.
При использовании народных сказок в целях психо­терапии к преимуществам можно отнести:
•  метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций,
•  знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже дословное знание текста,
•  сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей,
•  динамичность,
•  разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику,
•  соответствие национальному характеру.
Недостатки (не народных сказок, а сказкотерапии на их основе):
•  недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате — недостаточная «психологичность»,
•  отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки,
•  в очень архаичных текстах, например в сказках о животных или в некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами.
 
В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те жепреимущества, что и при использовании народных сказок:
•  известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда психотерапевт пытает­ся побудить к раскрытию смысла сказки,
•  метафоричность, ведущая к большому количеству проек­ций, личностным включениям,
•  разнообразие сюжетов,
•  различные национальные варианты, возможность выбора между ними.
 
К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:
•  возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, ко­нец которой уже известен,
•  зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной, тем более экстренной, терапии, а также для некоторых видов групповых занятий,
•  авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора, а они не всегда созвучны взглядам психолога, а также взглядам клиента. (Я не пытаюсь уверить читателя в том, что авторы сказок навязывают «в лоб» свои взгляды, но система понятий сказки, си­стема ценностей героя-победителя, даже сказочный антураж зада­ют обсуждению определенные рамки, программируют комплекс основных идей.),
•  авторская сказка, как каждое произведение искусства, требу­ет к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо из­менение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода ра­боты. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта.
 
Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиня­ются по проблемам, характерным для того контингента, с кото­рым работает психолог; иногда сказка пишется для конкретного клиента. Сказка, предлагаемая группе или отдельному клиенту, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если пред­лагается в связи с волнующей проблемой или анонсируется как его личная сказка. Сказки, создаваемые для психологической ра­боты, содержат специально закладываемые «зацепки» для клиен­та (группы). Актуальная проблема представлена в сказке в мета­форической форме; как правило, приписана значимому герою — принцу, принцессе, королю.
Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапев­тические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения.
Не хотелось бы также исключать вопрос о духовной основе данных сказок. Почти любой текст (если не брать в расчет теле­фонные книги и расписания поездов) в неявном виде несет в се­бе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателей, даже если они об этом не задумываются. В текстах, затрагивающих проблемы свободы, при­роды зла, которое человек видит в себе и окружающем мире, от­ношения к смерти или к смыслу человеческой жизни, духовная составляющая текста проявляется обязательно — через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, поворо­ты сюжета.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗОК
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ


Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами.
 
МЕТОДЫ «РАЗОГРЕВА» ГРУППЫ ИЛИ НАСТРОЙКИ КЛИЕНТА


Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку.
•  При переходе к работе над сказкой психолог может «изменить» внешность, добавив какую-либо «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный. Можно предложить группе изменить обстановку в помещении, создав из мебе­ли или любых перегородок «лес», «замок», «город» или подготовить надписи, обозначающие место действия. Можно выделить из участников группы «глашатая», «герольда» или Другой персонаж, обозначающий перемену места действия. Этот же персонаж может пе­редавать указания психолога, который может и сам сыграть этот персонаж (или любой другой).
•  Если сказкотерапия проходит в течение нескольких занятий, распределённых во времени, то можно сделать «пропуск в сказку», который участники группы должны получить каким-либо необычным способом (по жребию, на нитке воздушного шарика, пойманного каждым участником, сорвать с «древа желаний» и т. п.). Возврат «пропуска» в начале следующего занятия возвра­щает группу в ту точку, в которой она находилась в конце преды­дущего занятия. «Пропуск в сказку» может быть индивидуальным или групповым.
•  Призывание сказки. Группу можно попросить «позвать сказку», что можно сделать, например, мелодичным, чуть моно­тонным пением; минутой внутреннего сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки, когда каждый участник добавляет что-либо: «Мы ждем сказку...Какую? — Ласковую, увлекатель­ную, чуть-чуть страшную, мудрую, неизвестную, справедливую и т.д.».
•  До работы с основной сказкой можно выбрать какую-либо другую, всем хорошо известную и попробовать с ней «поиграть». В качестве игры можно применить изложение сказки с другой точки зрения. Сказку о репке можно попросить рассказать с по­зиции внучки, мышки или репки. Можно поиграть в «осовреме­нивание» сказки или замену персонажей.
•  Отгадывание сюжета или персонажей. Можно выбрать одну и ту же «разогревающую» сказку, предложить выбрать в ней ка­кой-либо персонаж или предмет и описать происходящее с этим персонажем так, чтобы нельзя было догадаться сразу. Например, участник группы, выбравший «хвост ослика Иа» из сказки о Вин­ни-Пухе, может сказать: «Я сначала вишу, а потом теряюсь». Груп­па задает вопросы. Загадку может представить психолог, перечис­ляя персонажей и спрашивая: «Кого еще в сказке не хватает?» или «Что это за сказка?».
•  Превращение в сказку любой жизненной истории. Можно рассказать любую историю на темы взаимоотношений, работы, даже погоды, и попросить группу превратить эту историю в вол­шебную сказку. При этом возможно разбиение группы на под­группы и сравнение получившихся сказок, желательно с выделе­нием сходства, а не различий.
•  Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник группы добавляет по нескольку фраз. Получившийся текст, кстати, до некоторой степени проецирует проблемы участников и страте­гию их поведения в группе.
• Использование игр на тему предполагаемого обсуждения. (Об этом будет рассказано ниже на конкретных примерах.)


  ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С ТЕКСТОМ


Знакомство группы или клиента со сказкой может осуществ­ляться разными способами, главное — не разрушить сказочную атмосферу.
1.  Экземпляры текста сказки психолог раздает участникам группы, и они читают сказку до начала занятия. (Правда, этот способ может снизить интерес к занятию.)
2.  Психолог читает сказку вслух, по возможности выразитель­но, с паузами для обсуждения. Возможно чтение не до кон­ца, с тем, чтобы группа пыталась угадать, чем она закончит­ся. Лучше, когда сказка не столько читается, сколько рас­сказывается.
3.  Сказка читается в группе различными участниками отрыв­ками, с тем, чтобы она «раскрывалась» по частям.
4.  Сказка прочитывается по ролям, обязательно читается и текст от автора.
5. Сказка играется как спектакль, экспромтом. Психолог рас­пределяет роли (назначает, распределяет по жребию, вызы­вает желающих и т. п.), обрисовывает игровую ситуацию и просит сочинять монологи, либо произносить текст с до­лей импровизации, выступая в роли «суфлера». Желатель­но, чтобы все участники группы получили какую-либо роль (даже неодушевленных предметов) и участвовали в спек­такле. Стены замка, деревья, городские ворота могут также играть свои роли, иногда со словами, иногда без слов. Ни­же будет представлено описание такого спектакля-экспром­та по «Сказке о забывчивой фее».

 

ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА СКАЗКИ


•  Группа или клиент, обратившийся за индивидуальной кон­сультацией, анализируют сказку, опираясь на вопросы, задавае­мые психологом. Анализ сказки может быть и «домашним зада­нием», которое будет обсуждаться на следующем занятии. (Ниже будут предложены возможные вопросы к каждой сказке.)
•  Анализ сказки ведется от лица ее героев. Если сказка разыг­рывалась как спектакль, то те, кто играл какую-либо роль, могут говорить о своих чувствах по отношению к обстоятельствам или героям сказки. Желательно, чтобы возможность высказаться име­ли все персонажи, даже те, кто играл немые роли. Это делает ана­лиз более разносторонним.
•  Анализ сказки для группы делает психолог. Группа имеет возможность дискутировать, причем последнее слово не обяза­тельно остается за психологом.
•  Анализ сказки начинается с рисунка, который может укра­шать помещение заранее или может быть показан после чтения сказки. Группа анализирует рисунок, постепенно подходя к ана­лизу сказки. Этот способ анализа желателен в тех случаях, когда знакомство со сказкой выявило чрезмерно сильную эмоциональ­ную вовлеченность участников.
•  Группа создает рисунки к сказке, устраивается «вернисаж» с обсуждением (конечно же, не качества рисунков, а концепций художников).
•  Группа придумывает рисунки и обсуждает их. «Я бы хотел нарисовать по поводу этой сказки такую картину......
•  При знакомстве со сказкой устраивается перерыв (или не­сколько перерывов) для обсуждения. Обсуждаются варианты по­ведения героя, либо варианты дальнейшего развития сюжета или окончания сказки.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Сказки для индивидуального консультирования можно исполь­зовать на различных этапах консультационного процесса. Напри­мер, на стадии установления контактапсихолог может сказать о том, что пишет сказки или любит использовать сказки в своей ра­боте. Если клиент выказывает определенный интерес, говорит о том, что любит сказки или о том, что тоже пишет сказки, то это может быть первым основанием для использования сказок для пси­хологической помощи.
Сказка может быть предложена также на стадии формулирования первоначального запроса. Когда мы имеем дело с подростком, то должны быть готовы к тому, что он (или она) абсолютно не готов не только четко сформулировать, но и назвать свою проблему. Это связано и со слабым представлением о себе, и с отсутствием психо­логических знаний (вместо них зачастую присутствуют различные мифы о человеке вообще вперемежку с гороскопами), а также с за­стенчивостью. Следует помнить, что для подростка контакт с пси­хологом является не обдуманным решением, а скорее эмоциональ­ным импульсом, поэтому степень готовности к разговору у него ни­же, чем у взрослого клиента. При этом подростки часто используют метафоры, описывая свою ситуацию или свое состояние. («Как трудно к Вам подниматься!» — сказала пришедшая на консульта­цию девушка, и я не стала ей напоминать, что консультационный кабинет находится на первом этаже и отделен от коридора лишь не­высоким порогом.) Метафорическое описание проблемы помогает сделать следующий шаг — разворачивание метафоры в сказку.
На стадии ориентировки в проблеме психолог может предло­жить несколько сказок, особенно те, которые носят прожективный* характер, или даже все тексты, для того, чтобы клиент мог выбрать «свою» и с ее помощью подойти к осмыслению пробле­мы. В дальнейшей работе иногда полезно предложить клиенту написать собственную сказку, поскольку процесс написания не­сет в себе большой психотерапевтический потенциал. Иногда в ходе консультации сказка сочиняется устно, подчас вместе с психологом, когда клиент не знает, как герой может выйти из какого-либо сложного положения. При этом сказочный сюжет открывает новые возможности для психологического решения проблемы. Например, конфликтующий со своими близкими ге­рой, отправляясь странствовать, обретает в странствиях качество, которого ему не хватало, после чего имеет возможность прими­риться с ними. Сказочный сюжет помогает переключить недоволь­ство клиента людьми, с которыми он не ладит, на свои проблемы, заметить себя как активного участника этих взаимоотношений. Для подростка особенно актуальным является процесс «превращения в героя» — это может стать для него шагом к «превращению в субъ­екта». Для этого возраста крайне актуально отказаться от «страда­тельного наклонения», от формулировок «они со мной неправиль­но поступают» или «со мной что-то не так, со мной происходят пло­хие вещи, случаются плохие истории». Сказка может помочь подростку занять активную позицию по отношению к собственной жизни еще и потому, что она не представляет собой никакого нази­дания и не дает готового ответа или даже совета. Решение сказочно­го героя нужно суметь применить к обстоятельствам собственной жизни, тогда оно станет собственным решением.
И еще один аспект действия сказки. Сочинен­ные специально для психологической работы сказки содержат ряд указаний на перспективы личностного роста, например, на желательность осмысления своей жизни, отношений, на необ­ходимость принятия себя как личности и борьбы с некоторыми своими негативными пристрастиями.
 
* «Прожективными», или «проективными», называют такие объекты (тесты, рисунки, тексты и др.), которые «проецируют» проблемы человека и тем самым делают их явными или более пригодными для интерпретации. 

«Волшебные краски» 

Рецепт «волшебных» красок: 150 г муки, 1 ч. л. соли, 1 ст. л. растительного масла, немного клея ПВА, вода до консистен­ции густой сметаны, гуашь (цвет по желанию).
Сегодня мы все превратились в сказочных мастеров и сейчас будем создавать волшебные краски. Именно с помощью волшебных красок можно расска­зать миру о том, что чувствуешь, о чем думаешь, к чему стре­мишься. Поэтому, положив в сосуд для смешивания красок муку и перетирая ее между пальцев, мы будем думать о зерне, о хлебе, дающем жизнь, о наших корнях. Добавив соль и пальцами пере­мешивая ее с мукой, вспомним про «соль земли». Капая подсол­нечное масло, важно подумать о том, что дела, связанные с нашими созидательными устремлениями, должны идти как по маслу. Постепенно насыщая тесто водой, будем помнить о воде, из которой возникла жизнь, об «энергии текучести», гибкости творчества. Добавляя в чудесное тесто клей ПВА, полезно ду­мать о том, как «склеиваются» люди, средства и события, при­водя ситуации нашей жизни к созидательному результату.
Мир, который мы творим внутри и вокруг себя, не может быть черно-белым. Он цветной, многогранный, искрящийся. Будем помнить об этом, добавляя краски.
Создайте из красок свою картину. Быть может, это будет ваш внутренний мир, или же что-то подскажет музыка...

 

 

Поиск