Меню сайта
Наш опрос
Понравился ли вам наш Виртуальный кабинет психолога?
Всего ответов: 271
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей. Однако сказкотерапия как метод современной психотерапии появился относительно недавно, и дать ему более или менее точное определение сложно в связи с тем, что в различных контекстах оно используется по-разному. С методологической точки зрения, сказкотерапия является направлением практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира клиента и дать возможность "встретиться" с ним в "безопасной" форме, либо с целью еще более глубинного познания своей личности клиентом, либо даже с целью коррекции нежелательных и деструктивных проявлений в его жизни. Постараемся описать суть метода и области его применения.

Существуют разные способы ведения сказкотерапевтической сессии. Это может быть обсуждение с клиентом выбранной им "любимой" сказки; написание собственной сказки клиентом и дальнейшее обсуждение ее со сказкотерапевтом; инсценировка сказки (как актерская, так и кукольная), арт-терапевтическая работа по мотивам той или иной сказки; песочная сказкотерапия и многое другое.

На сказкотерапевтической сессии работа специалиста ведется сразу с несколькими важными аспектами: это выявление и анализ архетипических образов клиента, которые проявлены им через ту или иную сказку; и работа с определенными социальными установками, отображающимися в сюжете клиентских сказок и даже оказывающими на сюжет существенное влияние; и анализ актуального состояния клиента на момент сессии; в содержании сказки хорошо выявляется, чем живет клиент в данный момент, каковы его переживания и т.д. В процессе сессии становится ясно, какому аспекту следует уделить особое внимание, что именно сейчас наиболее эффективно сработает для клиента — это определяет ход сеанса сказкотерапии.

Считается, что работу во время сказкотерапевтической сессии можно классифицировать по трем направлениям:

  1. Психодиагностическое — предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения клиента. Это направление работы анализирует базовые жизненные сценарии и стратегии поведения.
  2. Прогностическое направление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария клиента в перспективе.
  3. Психокоррекционное (терапевтическое) направление работы помогает клиенту выбрать "замещение" неэффективной стратегии / сценария на конструктивную.

Сказкотерапия позволяет свободно синтезировать и применять техники других направлений психотерапии: психодраммыгештальт-терапииарт-терапиипесочной терапии и пр.

Сказкотерапия — это не только общение со своей собственной личностью, но и контакт с личностями других людей, так как сказочная метафора является эффективным способом выстраивания коммуникации между людьми. Этот метод идеально подходит как для детской терапии (деток от 4-х лет), так и для решения вопросов межличностных отношений в разных сферах жизни. Сказкотерапевтические сессии позволяют также работать с ситуациями, о которых клиент не хочет / не может говорить открыто.

Уникальность этого метода психотреапии в том, что клиент находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет клиенту выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, с которыми он обращается к терапевту. Сказкотерапия является удивительным волшебным "зеркалом", в котором преображенный внутренний и внешний мир отражается в гармонии и уникальности.




Драгоценность (Н. Сакович)

Пляжный песок двигался по направлению к морю. Каждая песчинка знала свой путь. Откуда приходило это знание? Неиз­вестно. Но как только песчинка появлялась на свет, она знала, что, если она дойдет до моря и ей повезет, через некоторое время она может стать жемчужиной.

Набегавшая на песок волна лениво перебирала песчинки, грозно отбрасывая неподходящие. Не то чтобы она была очень строга, просто она выполняла свою великую миссию на службе морю. Песчинки, подгоняемые пляжным ветерком, торопливо бежали к волне, переливаясь на солнышке. Волна отбирала блестящие, прозрачные и чистые песчинки и быстро возвра­щалась с ними в море, где с шумом разбрасывала их в разные стороны. Дальше песчинки продолжали свой путь самостоя­тельно. Глубоко в море их ожидали маленькие раковины-жем­чужницы. Каждая раковина встречала свою песчинку распрос­тертыми створками. Этот момент был волшебным началом рождения прекрасных жемчужин.

А песок продолжал свой путь к морю...

Однажды, когда солнце щедро дарило миру свое тепло, на море был штиль. Волна утомленно перебирала песочек, изредка советуясь с морем. Внезапно в ее ладони попала небольшая блестящая и прозрачная песчинка. Таких много было вокруг, но эту отличало то, что она была черна. Быть черной и про­зрачной одновременно — удивительно. Волна подняла песчин­ку на гребне выше к солнышку, и та засветилась изнутри не­обыкновенным светом. Откуда взялась она тут, на этом пляже, неизвестно. Возможно, когда-то здесь было кострище и ветер разнес по пляжу крупинки остывших углей. Черная песчинка как будто помнила то пламя. Или оно было внутри нее? Волна задумалась. Что делать с находкой? Она отличалась от тех, которые привычно относились в море. Но оставить ее на бере­гу, отбросить волна не могла.

На море поднимался ветер, стало штормить. Вздохнув, вол­на решилась отнести свою необыкновенную находку подальше в море, туда, где она в бешеном танце встречалась с другими волнами. Подхватив «искорку», она ринулась в море, и через несколько минут вместе с фонтаном брызг песчинка полетела навстречу своей судьбе. Там, глубоко внизу, ее ждала прекрас­ная раковина-жемчужница.

Прошло время. Песок так же двигался к морю...

Волна часто вспоминала свою удивительную находку. Ког­да она бывала в море, она расспрашивала у его жителей, не встречали ли они на своем пути песчинку-«искорку».

И вот однажды, когда из-за сильного ветра волна оказа­лась далеко в море, она услышала чарующее слух пение. Это пели русалки, собирающие жемчуг. В их песне воспевалась черная жемчужина, королева моря, великая драгоценность. Каждого, кто брал ее в руки, она освещала прекрасным внут­ренним светом, дарящим любовь и красоту. «Это моя „искор­ка"», — поняла волна.

Быть одновременно черной и драгоценной удивительно?


Сон (Н. Сакович)

Она держала их в руках часто. Может быть, даже слишком часто. Ей нравилось, как песок, торопливо отмеряя время, пе­ресыпался из одной части в другую и снова из одной части в другую... В этом действии как будто был заключен какой-то магический ритуал. Вместе с опустошающейся частью сосуда что-то опустошалось у нее внутри, и она с тревогой перевора­чивала часы, запуская новый ход времени. Иногда в эти мину­ты ей хотелось уснуть, может, и навсегда. Ведь сон, как никто другой, знаком с вечностью.

— Тесно. Душно. Да, душно, нечем дышать, — подумала она, — где это я? Кругом песок, и он движется. Я в какой-то воронке, а что это за стеклянный купол над головой?

— Говорящая песчинка? — спросил кто-то.

— Я не песчинка, я личность!

— Если говорить умеешь, так сразу и личность. Посмотри вокруг, таких, как ты, тысячи, и у всех одна задача.

— Какая?

— Течь! Течет песок, течет и время!

— А кто ты?

— Я дух этих песочных часов.

- Но я не хочу течь как все, я личность и хочу свободы!

— Посмотри вокруг. Ты в воронке, ты часть вечности. Ты песчинка и вместе с другими ты будешь вечно отмерять ход времени.

— И время нельзя остановить?

— Временем, которое измеряем мы, управляет человек. По его желанию время останавливается, и тогда все песчинки в часах застывают пирамидой в ожидании. По его желанию вре­мя оживает, и песчинки, кружась в водовороте, стремятся вы­полнить свой долг.

— Но я не хочу!

В это время водоворот времени захватил песчинку и вы­толкнул в другую часть колбы. Это было похоже на рождение. Темнота. Удушье. Свет...

Тяжело дыша, песчинка стала оглядываться. Через стекло она увидела приближающуюся к часам человеческую руку. «Нет!»— подумала она. Но человек вновь запустил время...

Вздрогнув, она проснулась. Глупо, уснула средь бела дня. А что мне снилось?

Она посмотрела на руку, сжимавшую песочные часы. Сон стал быстро восстанавливаться в памяти.

— Нет! — Рука бросила стеклянную колбу на пол. Треск и свободные песчинки побежали в разные стороны.

«Вечность — это не ограничение, а свобода выбора», — подумала она и улыбнулась.


Колючка (И. Стишенок)

Прочтите ее, если чувствуете себя одиноким…

 

На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много разных цветов и трав, высоко в небе светило солнышко, пели птицы, но колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, и если кто и растет рядом, то одни только репейники — колючие, жесткие и холодные.

Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она гордо росла на полянке, смотрела в синее небо и размышляла: вот небо —большое, чистое и светлое, а вот солнце— теплое, ласковое и нежное, но они так далеко от меня, так недосягаемы. А я оди­нока и привязана к земле.

Она размышляла так изо дня в день, и все больше сжима­лась от одиночества, и все жестче становились ее иголочки. Но однажды утром случилось что-то необыкновенное. Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Открыв глаза, она увидела солнечный Лучик.

— Привет, —.сказал он ей. — Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь?

—  Что значит — цветут? — удивилась Колючка, — я об этом ничего не знаю.

—  А ты посмотри вокруг и увидишь, — улыбнулся Лучик.

Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой боль­шой, светлой и красивой поляне она растет. Рядом шелестели цветы — яркие и нежные, легкий ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а птицы пели веселые песни.

—  Как же так? — удивилась Колючка. — Вокруг такая инте­ресная жизнь, а я ничего не видела, смотрела только в себя и грустила от одиночества. Как глупо! Лучик! — воскликнула она, — помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой!

—  Но это же так просто, — ответил ей Лучик, — доверься этому миру, открой ему себя, и все случится само собой.

—  Как это? — подумала Колючка, но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.

И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка пошеве­лила корнями и почувствовала, как земля поит ее своими сока­ми, подняла голову и ощутила, как согревает солнышко, поше­велила листиками и ощутила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песню, и Колючка вдруг расцвела.

—  Расцвела! Я расцвела! — воскликнула она. — Как это просто. И как сложно мне было к этому прийти. Спасибо тебе, Солнечный Лучик. Я смогла открыться и довериться миру, и мир протянул мне руку помощи. Он всегда готов помочь, а я об этом и не догадывалась.

Красавица Колючка радостно трепетала — у нее начина­лась Новая Жизнь.


Вспыльчивый человек (И. Шах)

Жил-был человек, который по малейшему поводу впадал в гнев. Многие годы наблюдая за собой, он пришел к выводу, что вся его жизнь полна непреодолимых трудностей из-за такой его вспыльчивости. Стал он думать, как бы ему избавиться от этой черты. И вот прослышал он об одном дервише, который, мол, обладает глубоким знанием. Пошел он к нему за советом. Дервиш сказал ему:

— Ступай по такой-то дороге, пока не придешь к перепу­тью, где увидишь засохшее дерево. Стань под этим деревом и каждому прохожему предлагай напиться.

Человек сделал, как ему было сказано. Прошло много дней, и люди стали его примечать; повсюду разнеслись слухи, что он взял на себя обет творить милостыню и следует особому курсу самоконтроля под руководством совершенного мудреца. Од­нажды один путник, который, видимо, очень торопился, отвер­нул голову, когда тот человек предложил ему напиться воды, и поспешно продолжал свой путь. Вспыльчивый человек крикнул ему вдогонку:

—  Постой, ответь на мое приветствие и испей воды, кото­рую я предлагаю всем путникам!

Но тот даже не обернулся. Он еще несколько раз окликнул его, но не получил никакого ответа. Возмущенный такой неучти­востью, человек тут же обо всем позабыл. Он быстро снял свое ружье, висевшее на сухом дереве, прицелился в удаляющего­ся грубияна и выстрелил. Пешеход замертво повалился на зем­лю, и в тот же миг произошло чудо: сухое дерево расцвело. Сраженный пулей оказался закоренелым убийцей и был как раз на пути к совершению самого ужасного преступления в своей жизни.

Птица и яйцо (И. Шах)

Жила-была птица, которая не умела летать. Подобно бес­крылым созданиям, она ходила по земле — хотя и знала, что некоторые птицы летают. Однажды в ее гнездо случайно попало яйцо летающей птицы, и она высидела его вместе со своими яйцами. Вылупившийся птенец стал расти и развиваться, но присущая ему способность летать никак не проявлялась. Иног­да он спрашивал свою приемную мать:

— Когда же я полечу?

И птица, привязанная к земле, отвечала:

— Чтобы взлететь, ты должен быть настойчив в своем стремлении, как все птицы.

Она ведь не умела преподать оперившемуся птенцу урок полета; она даже не знала, как вытолкнуть его из гнезда, чтобы он мог убедиться в своих силах. Странно, но птенец не замечал этого; чувство благодарности к приемной матери не позволяло ему осознать свое положение.

«Если бы не она,— рассуждал он сам с собой,— я до сих пор оставался бы в яйце».

А иногда он говорил себе так: «Тот, кому я обязан своим появлением на свет, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени, или, возможно, все зависит от моих собствен­ных усилий; а может быть, для этого надо обладать какой-то высшей мудростью — других причин не существует. В один прекрасный день птица, которая привела меня к моему тепе­решнему состоянию, поднимет меня на следующую ступень».


Поиск